Первые дни жизни

Появление на свет

Адаптация и родовой стресс

Оценка состояния новорожденного

Появление на свет

     Появление на свет — самый сложный период в жизни человека. Впечатления от путешествия по уз­кими родовым путям навсегда оста­ются в подсознании человека, пото­му что во время родов он подверга­ется чрезвычайным испытаниям.
В утробе матери ребенок разви­вался при постоянной температуре, ему было обеспечено бесперебойное поступление питательных веществ и кислорода. Амниотическая жид­кость и ткани материнского орга­низма защищали его от механичес­ких травм. Легкие малыша находи­лись в спавшемся состоянии, желу­дочно-кишечный тракт практически не функционировал. Впервые от­крыв глаза в утробе матери (а такие фотографические снимки получе­ны), ребенок не видел ничего. В мат­ке темно, ведь даже слабый свет, ко­торый проникает через растянутую кожу живота матери, вскоре рассеи­вается в околоплодной жидкости. В последние 4 месяца перед рожде­нием малыш тщетно „вглядывал­ся" в этот текучий сумрак... почти без света и звука.
Но вот пришла пора родов — по­ра перехода из одной среды в дру­гую. Из водной — в воздушную. Ре­бенок ничего не слышит — ему ме­шает жидкость во внутреннем ухе. Его ослепляет свет. Нежнейшей ко-
же он ощущает новые, порой до­вольно неприятные прикосновения. Испытывает такой перепад темпера­тур, как если бы взрослого человека раздели, облили водой и мокрым вы­гнали на стужу. В его легкие врыва­ется воздух, причиняя сильную боль. Оглушенный, ослепленный младенец отчаянно кричит, инстинк­тивно сжимая грудную клетку. По­сле первого крика ребенок начи­нает дышать. Акт первого вдоха необычайно важен: мозг не может существовать без кислорода. Пять минут — максимальный промежу­ток времени, в течение которого при обычной температуре окружающей среды дыхание должно уста­новиться


Адоптация и родовой стресс

После рождения ребенок должен перестроить жизненно важные сис­темы и включить такие механизмы, которые во время внутриутробного развития у него не функционировали. Если раньше он снабжался кислородом через пупочную венозную систему (кровь переходила из правой половины сердца в левую через овальное окно), то теперь он может получать  кислород только  с  по­мощью легких. Должен начать фун­кционировать малый круг кровооб­ращения. Ребенок теперь вынужден сам регулировать температуру тела, так как находится в среде, темпера­тура которой меняется и к тому же существенно отличается от его соб­ственной. После появления ребенка на свет давление на его кожу умень­шается и кровеносные сосуды рас­ширяются. Младенец становится ро­зовым, а кожа согревается теплом, приносимым   кровью.   Изменяется также кровообращение печени и по­чек.
Приспосабливаться (адаптиро­ваться) к новым условиям жизни непросто, даже при нормальном раз­витии ребенка в утробе и появлении его на свет без осложнений. К тому же нужно учесть, что перестройка и наладка систем организма начинает­ся не в спокойных условиях, а во время родового стресса.
К родам готовится не только ма­теринский организм, но и сам ребе­нок. Как же это происходит? Со­гласно теории Селье, в механизме стресса активное участие принима­ют надпочечники. Выделяемые ими гормоны помогают организму благо­получно   перенести   чрезвычайную ситуацию, приспособиться к новым условиям. Было установлено, что надпочечники имеют самые большие относительные размеры перед рож­дением  человека.  У  родившегося младенца они быстро уменьшаются, происходит их инволюция.
Родовой стресс „запускает" адап­тационные системы ребенка. Разли­чают три основные фазы его адапта­ции к внеутробным условиям су­ществования. Первая продолжается в течение 3 часов после рождения. В этот период в крови малыша высо­кая концентрация материнских гормонов. Наиболее активно они про­никают в плод в конце беременности и особенно во время родов. Высокая их концентрация в пуповидной кро­ви отражает стрессовую реакцию на роды и матери, и ребенка. В следую­щей  (второй)  фазе адаптации со­держание материнских гормонов в крови ребенка снижается, но зато увеличивается   концентрация   его собственных  гормонов. В третьей фазе     на 4—6-й день после рожде­ния     в крови младенца начинает уменьшаться количество и материнских, и собственных гормонов.
После рождения у ребенка разви­вается ряд состояний, которые мо­гут сильно беспокоить мать, если она не знает, что происходящие с ребенком изменения связаны с его приспособлением к новым условиям жизни. Эти состояния невозможно отнести к патологическим, но и нор­мой их назвать также нельзя. У ре­бенка могут измениться масса тела, цвет и температура кожи, внешний вид половых органов, стул, могут быть и другие проявления. Харак­терно, что такие изменения возника­ют вскоре после рождения ребенка и   сравнительно  быстро исчезают. Поэтому их называют переходными, транзиторными, пограничными фи­зиологическими состояниями. При­способление к новым условиям су­ществования и составляет суть пе­риода новорожденности.
Продолжительность этого перио­да по рекомендации Всемирной ор­ганизации здравоохранения (ВОЗ) определена в 4 недели (28 дней). Однако дети все разные. Поэтому, период новорожденности  может сокращаться до 2 недель, а у недоно­шенных он бывает и больше месяца. Различают ранний (первые 7 суток) и поздний (с 8-х суток по 28-е сут­ки) неонатальные периоды.

Оценка состояния новорожденного

Для определения состояния здо­ровья ребенка после рождения во всем мире используется 10-балльная шкала, предложенная в 1953 году австралийской исследовательницей Вирджинией Апгар. Эта методика
позволяет прогнозировать, как будет в дальнейшем развиваться ребенок. Оцениваются: окраска кожных по­кровов, характер дыхательных дви­жений и особенности крика, частота сердцебиений, мышечный тонус и рефлекторные реакции — пять по­казателей. Каждый параметр оцени­вается в пределах от 0 до 2 баллов.

Клиническая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

Показатель
Оценка, баллы
0
1
2
Число сердцебиений, уд./мин
Отсутствует
менее 100
Более 100
Дыхание
---
Частота снижена, нерегулярное
Нормальное, громкий крик
Мышечный тонус
---
Легкая степень сжимания конечностей
Активные движения
Рефлекторная возбудимость
---
Гримаса
Кашель, чихоние
Окраска кожи
Генерализованная бледность или генерализованный цианоз
Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей
Розовая

 

    Что это означает? Если малыш хорошо дышит, ему ставят высший балл — 2, за хорошую деятельность сердца — 2, розовую окраску ко­жи — 2, нормальные рефлексы и мышечный тонус — также по 2 бал­ла. При ухудшении показателей оценку снижают.
Первый раз состояние ребенка определяют спустя 1 минуту после рождения. Только 15 детей из 100 имеют при этом оценку 10 бал­лов. Большинство получают 7— 8 баллов из-за синюшного окрашивания конечностей (акроцианоз), что является следствием перестрой­ки кровообращения и сниженного мышечного тонуса. Через 5 минут оценку повторяют. Как правило, она выше — 8—10 баллов. Суммарная оценка от 8 до 10 баллов означает удовлетворительное состояние ре­бенка, от 4 до 7 — состояние сред­ней тяжести и от 1 до 3 — тяжелое состояние малыша.
Хотя эта оценка чрезвычайно важна, и родителям необходимо знать ее и помнить, так как в дальнейшем это может помочь участко­вому врачу при лечении малыша, тем не менее она относительна для прогноза дальнейшего развития ре­бенка. Многолетние наблюдения по­казывают, что даже при низкой оценке по шкале Апгар правильная и своевременно оказанная медицин­ская и педагогическая помощь не­редко дают возможность младенцу нормально развиваться.
Состояние недоношенного ребен­ка оценивают по шкале Апгар триж­ды: через 1 минуту, 10—15 минут и 2 часа. Эту последнюю оценку рас­сматривают как прогностическую для дальнейшего развития ребенка. У недоношенных применяются и другие методики, например, шкала Сильвермана и др.

На верх

 


Копирование материалов зпрещено. При цетировании - ссылка на сайт / обязательна! © 2008

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Рейтинг сайтов YandeG