Оздоровление ребенка

Массаж

Стимулирование двигательной активности

Плавание

Закаливание

 

Массаж

Правильно проводимый массаж благотворно действует и на непосредственно обрабатываемые участки тела, и на весь организм в целом. Это происходит потому, что кожа является чрезвычайно сложным органом. Массаж не только воздействует на различные структурные слои, мышцы, сосуды, железистый аппарат кожи, но и оказывает влияние на центральную нервную систему, с которой кожа связана через нервные окончания, в огромном количестве заложенные в различных ее слоях.
Под влиянием массажа ребенок лучше растет и развивается. У него улучшается обмен веществ в тканях, совершенствуется регуляция кроветворения, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей: кожа и мышцы становятся упругими, эластичными. Повышается сопротивляемость организма инфекциям. Чрезвычайно полезен массаж при недоношенности и различных болезнях: при врожденных нарушениях развитии костно-мышечной системы, гипотрофии, рахите, пневмонии и других болезнях.
Поскольку массаж оказывает различное физиологическое воздействие на организм, очень важно правильно выбрать массажные приемы, методы их применения и дозировку. В противном случае массаж может принести только вред. Поэтому, прежде чем делать массаж, мать должна научиться выполнению его приемов в детской поликлинике и проводить его под контролем педиатра и врача по лечебной физкультуре.
При массаже детей пользуются следующими приемами: поглаживанием, растиранием, поверхностным и глубоким разминанием, поколачиванием и вибрацией.
Поглаживание. Нежное поглаживание оказывает успокаивающее действие на нервную систему, способствует расслаблению мышц при гипертонусе, что свойственно новорожденным, повышает тонус кровеносных сосудов, улучшает у ребенка аппетит. Малыш хорошо прибавляет в массе тела, у него нормализуется функционирование нервной системы: вялый ребенок становится оживленным, активным; легковозбудимый — более спокойным, он быстрее засыпает, причем продолжительность сна увеличивается. При выполнении этого массажного приема ладонная или тыльная поверхность кистей рук скользит по телу ребенка, несколько касаясь его, как бы лаская, Контакт руки с кожей малыша в начале и конце выполнения приема должен быть настолько нежным, чтобы ребенок едва ощущал прикосновение, а выполнение поглаживания не вызывало покраснения кожи. Поглаживанием начинается и заканчивается каждый сеанс массажа.
Растирание. Этот прием рассматривают как вариант поглаживания, однако он имеет свои особенности и отличается от поглаживания следующими признаками: при растирании массирующая рука не скользит по коже, а кожа сдвигается вместе с массирующей рукой; массажные движения могут выполняться как по ходу, так и против тока лимфы и крови.
Растирание оказывает положительное действие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, и на поверхностно расположенные мышцы. Увеличиваются подвижность тканей, растягиваются рубцы и спайки при сращениях кожи с подлежащими тканями, усиливается приток крови к тканям и в связи с этим улучшается их питание, повышается эластичность и сократительная способность. Энергичное растирание по ходу нервных стволов или в местах выхода нервных окончаний на поверхность тела вызывает понижение нервной возбудимости.
Растирание выполняется ладонной поверхностью кисти одной или обеих рук одновременно. Обеими руками растирание производится либо раздельно — обе руки двигаются в противоположных направлениях, либо совместно — одна кисть лежит на другой. Растирание всегда предшествует разминанию.
Разминание. Это один из наиболее сложных массажных приемов. Он состоит в захватывании, приподнимании (оттягивании) и отжимании тканей; захватывании и попеременном сдавливании тканей; сжимании и перетирании тканей; сдвигании или растяжении тканей. При разминании сильнее, чем при растирании, повышается тонус мышц, их сократительная функция. Этот прием рассматривают как пассивную гимнастику для мышц. Поэтому он широко применяется при их функциональной недостаточности (понижении тонуса). При разминании усиливается кровоснабжение массируемого участка: наблюдается покраснение кожи, улучшается питание мышц, благодаря чему нарастает их масса, сила, сократительная способность.
Разминание особенно полезно в том случае, если у ребенка по каким-либо причинам недостаточно развиты мьшцы, оно способствует становлению правильной осанки и своевременному развитию движений при рахите.
Разминание производят одной или обеими руками. При разминании обеими руками прием выполняется следующим образом: обе кисти накладываются ладонной поверх¬ностью, например на бедро, таким образом, чтобы большие пальцы лежали по одну, а остальные — по другую сторону мышечного вала. Затем пальцами, захватив возможно глубже ткани по обе стороны бедра, сдавливают и постепенно отжимают, их продвигаясь в центро¬стремительном направлении (к туловищу). При разминании одной рукой применяются те же приемы. Массажные движения при этом напоминают отжатие пропитанной жидкостью губки. Прием чаще всего применяют при массировании конечностей.
Начинают с легких поверхностных движений и только позже переходят к более глубокому разминанию тканей. Массаж выполняют плавно, ритмично, без рывков и дергания мышц. Разминание следует проводить не спеша: чем медленнее оно производится, тем сильнее его влияние. После разминания нужно выполнять поглаживание.
Вибрация. Сущность приема заключается в передаче массируемой части тела колебательных движений. Действие вибрации не ограничивается только местом ее приложения. Оно распространяется глубоко внутрь и по периферии, вызывая разнообразные ответные реакции организма. Например, вибрация может усиливать или восстанавливать утраченные глубокие рефлексы, оказывать выраженное обезболивающее действие, улучшать сократительную функцию мышц и питание тканей.
При выполнении приема рука массажиста, не отрываясь от массируемой части тела, производит различные колебательные движения, которые должны выполняться строго ритмично. Вибрацию можно производить либо стабильно — на одном месте, либо лабильно — вдоль массируемой поверхности.
Во время непрерывной вибрации рука массажиста и массируемая часть тела составляют как бы одно целое. В случае применения прерывистой вибрации рука массажиста, соприкасаясь с массируемой частью тела, каждый раз отходит от нее, в результате чего вибрационные движения становятся прерывистыми и принимают характер отдельных, следующих друг за другом толчков.
Оба вида вибрации могут выполняться ладонной поверхностью концевой фаланги одного, двух, трех или последних четырех пальцев; локтевым краем ладони; всей ладонью.
В грудном возрасте вибрация применяется нечасто, в основном при массаже рыхлых, чересчур упитанных младенцев. При этом вызывают легкое, ритмичное сотрясение тела ребенка.
Поколачивание. Ряд коротких ритмичных ударов поочередно наносят тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, потом трех и, наконец, четырех пальцев обеих рук. Поколачивание улучшает кровообращение, питание мышц, деятельность более глубоко расположенных внутренних органон. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.
Кроме приемов классического массажа применяется и точечный массаж: надавливают одним-двумя пальцами на определенные рефлекторные зоны, одновременно пальцы вращают. Применяется он как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц. Медленные, мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с увеличением давления, частоты вибрации, затем остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от массируемого участка) вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.
Массируют грудного ребенка очень легко и нежно. Во время массажа рук и ног им придают положение наибольшего покоя — легкое полусгибание. При массаже ног избегают толчков в коленную чашечку, обходя ее снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер, так как она чрезвычайно нежна. При массаже живота нужно щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины — область почек (поясницу).
Массаж — наиболее эффективный способ подготовки двигательного аппарата младенца к будущей физической активности. Однако по мере формирования двигательных функций ребенка эта задача все в большей степени решается за счет самостоятельных движений. Поэтому массаж как средство тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Применение гигиенического и лечебного массажа оправдано и в более поздние сроки. Массаж новорожденных и грудных детей обязательно совмещают с пассивной и пассивно-активной гимнастикой, о которой рассказывается ниже.

Стимулирование двигательной активности

Физические упражнения благотворно влияют не только на деятельность всех органов и систем ребенка, но и на его двигательную активность, а значит, и на психомоторное развитие.
Обычно гимнастикой с детьми начинают заниматься в возрасте 1,5— 2 месяцев. Однако и у новорожденного двигательную активность можно стимулировать различными способами. Основным из них считают холод, так как при пониженной температуре мышечные сокращения согревают ребенка. Другой способ использование рефлексов, с которыми малыш появляется на свет и которые ему даны для приспособления к новым условиям жизни.
Комплексы гимнастических упражнений для доношенных здоровых новорожденных, в которых используются безусловные рефлексы и одновременно проводится массаж. Занятия гимнастикой проводятся каждый день в удобное для семьи время. Комнату, в которой проходят занятия, хорошо проветривают, температура воздуха в ней не должна превышать 22°. Гимнастику начинают за 30 минут до кормления или через 45— 60 минут после него. Нельзя заниматься с ребенком гимнастикой и делать ему массаж перед ночным сном.
Большую пользу приносят занятия гимнастикой в совокупности с массажем и закаливающими процедурами, особенно недоношенным, физиологически незрелым, а также детям с теми или иными отклонениями в развитии. Многие из таких отклонений благодаря гимнастике и массажу поддаются коррекции или проходят без следа, если занятия с ребенком начинают в первые недели его жизни. В противном случае отклонения в развитии усугубляются, нанося вред здоровью, физическому и психическому формированию ребенка.
Для таких малышей разработаны специальные комплексы лечебной гимнастики. Их назначает врач. Прежде чем начать заниматься с ребенком, вам необходимо получить консультацию у педиатра и физкультурного врача, а если есть необходимость, то и пройти обучение в физкультурном кабинете поликлиники. Занятия с ребенком периодически контролирует врач.
У недоношенных малышей под влиянием гимнастики, массажа и закаливании нормализуется мышечный тонус, восстанавливаются безусловные рефлексы. Поскольку упражнения сопровождаются воздушными ваннами, тренируются и терморегуляторные механизмы, повышается сопротивляемость организма ребенка бактериальным и вирусным инфекциям. Недоношенные дети, с которыми занимаются лечебной физкультурой, быстрее догоняют своих доношенных сверстников не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии. Они раньше начинают улыбаться, гулить, следить за движущимися предметами, что также свидетельствует о том, что их здоровье приближается к норме.
К физическому воспитанию здоровых недоношенных детей приступают с 2—3-недельного возраста, но только с разрешения педиатра и физкультурного врача, которые, учитывая состояние его организма, развитие, возраст, массу тела при рождении, назначают упражнения и массаж, а в дальнейшем контролируют мать.
Рекомендуют начинать лечебную гимнастику с упражнений, основанных на безусловных рефлексах. С одной стороны, это активные упражнения, поскольку ребенок сам выполняет их. С другой — это щадящие упражнения по сравнению с пассивными, которые взрослые проводят сами.
Комплексы упражнений для недоношенных детей включают в себя лечение положением, лечебную гимнастику, приемы классического и точечного массажа. Общие требования к проведению гимнастических упражнений те же, что и для доношенных детей. Однако температура воздуха в комнате должна быть выше — до 24°. В теплое время года лечебную гимнастику делают при открытом окне или форточке. Отдельные упражнения, если советует врач, выполняются 2— 3 раза в день.
Во время занятий не забывайте поощрять малыша ласковыми словами, поглаживаниями, подбадриваниями. Помните, что, занимаясь с новорожденным, вы уже воспитываете его. Успехи малыша во многом будут зависеть от ваших усилий, терпения, благожелательности и нежности.

Плавание

О благоприятном влиянии занятий плаванием на здоровье новорожденных и грудных детей стало известно в конце 1971 года, когда на одной из конференций Медицинского комитета ФИНА — Международной федерации любителей плавания — группа исследователей из ФРГ доложила о результатах 3-летнего обучения плаванию младенцев. Эти результаты были настолько впечатляющими, что за два последующих десятилетия плавание грудных ребятишек широко распространилось в мире. При этом было установлено, что оно особенно полезно для недоношенных и незрелых детей, поскольку позволяет этим малышам быстрее, чем обычно, догонять и даже перегонять в развитии своих доношенных сверстников.
Воздействие плавания на организм новорожденных и грудничков не исчерпывается закаливанием — в домашней ванне можно легко регулировать температуру воды и, постепенно снижая ее от занятия к занятию, добиваться повышения сопротивляемости малыша простудным заболеваниям. Хотя отсутствие болезней само по себе значит немало, потому что любая патология в раннем возрасте неминуемо ведет к задержке развития ребенка, польза плавания для него связана прежде всего с особыми свойствами водной среды.
Развиваясь в материнском организме, ребенок находится в околоплодной жидкости. Влияние на него сил гравитации значительно ослаблено. Появление ребенка на свет сравнимо только с возвращением на Землю космонавтов, которые долгое время жили в условиях невесомости. Как и на них, на новорожденного обрушивается сила земного притяжения, она буквально приковывает его к постели. Он неловко и с трудом двигается относительно своей тяжелой головы, которая, подобно якорю, является центром его перемещений. В воде ребенок становится в 7 -8 раз легче, чем в воздушной среде (вспомните закон Архимеда), снова чувствует себя свободным, исчезают нагрузки на его скелетную мускулатуру, младенец получает возможность более свободно двигать руками и ногами, а значит, скорее учится управлять ими, что необходимо для активного знакомства с
окружающим миром. Прежде всего поэтому „плавающие" новорожденные опережают в развитии „не пла вающих".
Но и этим благотворное воздействие водной среды на ребенка не исчерпывается. В воде младенец испытывает довольно сильное (до нескольких килограммов на 1 см2 кожи), но равномерное давление на поверхность тела. С одной стороны, это улучшает периферическое кровообращение, а значит, облегчает работу сердца. С другой стороны, повышенное, по сравнению с воздушной средой, давление на грудную клетку способствует более глубокому выдоху, а следовательно, и более глубокому вдоху. Это обеспечивает хорошую вентиляцию всей поверхности легочной ткани. В легких не остается ни одного уголка, который бы не омывался воздухом. Находясь в кровати, ребенок дышит поверхностно, при этом активно работает лишь незначительная часть легких. Только она и очищается воздухом. В пассивных отделах воздух застаивается, их ткань обсеменяется микроорганизмами, взвешенными в воздухе, среди которых есть и болезнетворные. В невентилируемых отделах легких создаются условия для развития таких микробов, а значит, и для возникновения заболеваний органов дыхания. При плавании же благодаря глубокому дыханию болезнетворные микроорганизмы удаляются из легких. Кроме того, поскольку работает вся поверхность легочной ткани, кровь, все органы и ткани ребенка получают больше кислорода, более интенсивно протекают в его организме обменные процессы.
Нельзя забывать и о массирующем воздействии воды на тело ребенка, которое благоприятно влияет на его периферическую нервную систему. Многократно повторяемые упражнения в воде имеют такое же значение, как и гигиеническая гимнастика: они тренируют и укрепляют сердечнососудистую, дыхательную и пищеварительную системы, двигательный аппарат ребенка.
И конечно же, раннее обучение плаванию приучает малыша не бояться воды, что в дальнейшем поможет уберечь его от несчастных случаев на реке, море, озере.
Заниматься плаванием с ребенком можно начинать с 2-—3-недельного возраста после консультации у педиатра. Дети, занимающиеся плаванием, посещают врача чаще, чем обычно. При занятиях плаванием необходимо соблюдать два обязательных условия: последовательность в выполнении ребенком различных упражнений и в изменении условий их проведения; постепенность в наращивании физических нагрузок (увеличение числа упражнений за одно занятие, быстрота их чередования) и в усложнении обстановки занятий (глубина, температура воды).
Некоторые родители при обучении малыша плаванию стараются форсировать события — так им хочется побыстрее увидеть своего крошку настоящим пловцом. Чаще всего за подобной торопливостью прячется родительское тщеславие, а единственным „достижением" при таком методе обучения является боязнь воды и отвращение к плаванию, которые могут сохраниться у ребенка на всю жизнь.
Цель занятий плаванием с новорожденным и грудничком — не воспитание пловца-рекордсмена, а укрепление здоровья ребенка, его гармоничное и быстрое развитие. За первые 12 месяцев жизни ваш малыш должен научиться самостоятельно держаться на воде в течение получаса, нырять на небольшую глубину и доставать со дна бассейна (ванны) различные предметы, плавать под водой в течение 7—8 секунд, спрыгивать в воду в легкой одежде (шорты, майка, носки, сандалии) и удерживаться на воде 2— 3 минуты.
Для того чтобы достичь этих целей, необходимо так проводить занятия, чтобы ребенок испытывал радость и наслаждение от пребывания в воде, интерес к заданиям взрослого. Плавание должно вызывать у малыша положительные эмоции. При обучении ребенка нужно быть осторожным: избегать резких движений, действий, неожиданных для него. С малышом нужно ласково разговаривать, подбадривать и поощрять его. И никогда не показывать недовольства, раздражения и разочарования из-за того, что он не сразу осваивает то или иное упражнение. Внимательно следите за состоянием и поведением ребенка — переохлаждение, перегревание, переутомление могут вызвать у него недоверие к воде. Поводом для страха могут стать сильное раздражение слизистых оболочек глаз и болевые ощущения, если вода перехлорирована или в нее попало мыло. Под рукой у взрослого, который проводит занятие, всегда должен быть водяной термометр. Обычно температуру воды измеряют не менее 2 раз в течение занятия. При первых же признаках утомления (вялость, капризы) или переохлаждения (озноб, „гусиная кожа", синюшный оттенок губ) занятие следует немедленно прекратить. Если эти же признаки появятся и на следующий день, лучше сделать перерыв на 2—3 дня.
Перед каждым уроком плавания взрослый, если он будет находиться в ванне вместе с ребенком (это бывает необходимо в первый период обучения), тщательно моется с мы¬лом, моет и дезинфицирует ванну и игрушки, которые будут использоваться во время занятия, проветривает ванную комнату.
Уроки лучше проводить в одно и то же время, желательно во второй половине дня за 1,5—2 часа до вечернего кормления и не ранее чем через 1,5 часа после последнего приема пищи. Необходимо, чтобы весь курс обучения вел один человек. После плавания ребенок обычно несколько возбужден. Поэтому ему нужно создать условия для полного отдыха.

Закаливание

Закаливание — это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически (а это главные принципы закаливания) вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию — поддержание постоянной температуры тела.
Неподготовленный к резким сменам температур организм отвечает на них реакцией типа безусловного рефлекса. Например, в ответ на охлаждение сосуды, расположенные на поверхности тела, расширяются, чтобы благодаря большему притоку крови к коже согреть ее. Но это резко увеличивает и теплоотдачу, что еще более охлаждает тело. Закаленный же организм в ответ на сигнал об охлаждении, полученный от терморецепторов, сразу увеличивает образование тепла. Сосуды кожи, однако, расширяются лишь на короткое время, усиливая приток теплой крови к поверхностным слоям тела, а затем это тепло задерживается благодаря резкому уменьшению теплоотдачи — сосуды кожи сокращаются.
Закаливание не только тренирует 'термоадаптационные системы организма ребенка. Оно активизирует и деятельность иммунной системы. Благодаря этим двум факторам закаливание позволяет избегать многих болезней, особенно у физиологически незрелых новорожденных, у которых иммунная система еще не развита в достаточной степени.
Таким образом, закаливание способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Закаливать малыша нужно с первых дней жизни — с этим согласны все. Однако на то, как закаливать, и в частности в периоде новорожденности, существуют диаметрально противоположные точки зрения.
Согласно одной из них, новорожденный ребенок слаб, требует бережного отношения, а потому проводить специальные закаливающие мероприятия можно спустя 1,5— 2 месяца после его рождения, и то крайне осторожно. А до этого времени следует ограничиваться закаливающими эпизодами, которые возникают в процессе ухода за ребенком, и созданием для него здоровых условий жизни.
Что это означает?
Прежде всего приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D. Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет и умеренная температура воздуха — она не должна быть выше 22° для доношенных малышей. Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием относительно прохладной водой — все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в периоде новорожденности сторонники этой точки зрения.
Но достаточно ли такого закаливания, для того чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям,— спрашивают другие. Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки. Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка, . выброшенная из воды,— 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях.
Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно — с первого крика, первого вздоха. Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30—40° мороза, при 50° жары в финской или русской бане, он переносил купание в ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи, которыми сопровождалось появление человека на свет.
В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благоприятное влияние — оно как бы дает толчок защитным силам организма, после чего ребенок хорошо развивается. Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: „Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия), развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид... Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена... Кожа краснеет и приятна на вид: дитя смотрит полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4— 6 недель слабый ребенок неузнаваем". Нередко родители просили крестить ребенка в теплой воде. Результаты крещения были совершенно иными: „Сравнивались дети по истечении шести недель, когда их приносили для молитвы. Буквально все священники заявили о преимуществе холодной воды над теплою; только погружение должно быть полное и весьма быстрое". „Из 22 детей, крещенных в теплой воде, умерло 9 (40,6 процента). Из 42 детей, крещенных в холодной воде, умер один (2,4 процента). В одном случае была двойня: более крепкое дитя, крещенное в теплой воде, умерло, а более слабое, крещенное в холодной, осталось здоровым" (Цит. по: Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Лениздат, 1990. С. 107).
Установлено, что высокие темпы адаптации сохраняются у ребенка во всем периоде новорожденности, поскольку в это время малыш приспосабливается к новым условиям жизни. А затем, если адаптационные механизмы не тренировать, их возможности быстро снижаются... за ненадобностью, так как младенец находится в комфортных условиях. Родители защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды теплой одеждой, что помогает до поры до времени. Потому что ослабление, сведение адаптивных систем организма на низкий уровень активности делает ребенка беззащитным даже перед легким сквозняком и охлаждением.
Авторы ряда пособий по уходу за ребенком подчеркивают, что развивать те или иные системы его организма целесообразно только по мере их созревания — готовности к функционированию. Выходит, в то время когда системы адаптации у ребенка работают наиболее эффективно, его практически не закаливают. И рекомендуют приступать к осторожному закаливанию уже после того, как скорость его приспособительных процессов пошла на убыль, когда возможности организма уже во многом утрачены и их нужно восстанавливать.
Назовем еще два серьезных недостатка в этой системе „осторожного" закаливания детей. Во-первых, перепады температур при таком закаливании значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10- 12°, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5— 1° за 3 - б дней. Во-вторых, закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин, „на закаливание отводится 5— 6 минут, а на изнеживание...— остальные 1434 минуты каждые сутки".
По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и постепенно проводить закаливающие процедуры — такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительными.
Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно: для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в периоде новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптивных систем его организма.
Как это выглядит на практике?
Вот как пишет Б. П. Никитин: „Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинеют. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптивная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает,— холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.
В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои теплые руки или даже подышать на них...
В комнате стараемся поддержи¬вать температуру 17—19 градусов. Если малыш находится в ней голеньким, то: тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева), и мышцы при этом развиваются; прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными; пеленки и одежки не стесняют движения;
терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим.
Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одеть или завернуть в пеленку— согреть".
Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок — вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишь 5—10, а у зрелого — порой сразу 60 секунд. По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям. Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития. Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать... Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности диатезу: „...кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь. Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезали буквально в несколько дней и больше не появлялись".
Хорошее закаливающее воздействие оказывает использование холодной воды из-под крана для подмывания ребенка (воду набирают в ладонь).

На верх

 


Копирование материалов зпрещено. При цетировании - ссылка на сайт / обязательна! © 2008

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Рейтинг сайтов YandeG